Challenge: продать пессимисту

Продаем один и тот же продукт, технология отработана, сделки закрываются играючи. Пока не приходит он. Пессимист. Тут-то менеджеру и пригодятся советы, которые помогут справиться с челленджем.

Сотрудники отдела продаж подтвердят – при прочих равных одни сделки получается закрыть играючи, а другие едва удается сдвинуть с мертвой точки. Откуда берутся трудности? Ведь продается один и тот же объект, и схема отработана если не на “отлично”, то на 4+ уж точно, а клиент уходит и не оглядывается.

Разумеется, к такому сценарию могут привести разные причины, и мы постепенно рассмотрим их все. Сегодня же предлагаем сконцентрироваться на клиенте, а точнее – на его взгляде на жизнь.

Самая распространенная схема типирования делит людей на оптимистов и пессимистов. Согласитесь, мы очень часто автоматически определяем окружающих в одну из этих категорий: друзья, семья, коллеги, соседи, просто знакомые, все без исключения проходят проверку.

Этот же процесс может работать и в продажах. Уже на этапе знакомства, выявления потребности и просто общения можно определить тип клиента.

Обратите внимание на настроение, лицо, интонацию собеседника, слова, которые он использует в речи, реакцию, которую даёт на ваши предложения, вопросы, которые он вам задает.

Если клиент – оптимист

Итак, вы уже поняли, что над вашим собеседником всегда ясное небо, новые начинания несут перемены к лучшему, а неудачи – случайны.

Оптимисты особое внимание уделяют наиболее благоприятной стороне событий и подробно рассматривают все преимущества, которыми смогут воспользоваться, закрепляя в себе ощущение успеха.

Ваша задача – заинтересовать клиента и помочь ему выявить неочевидные плюсы покупки.

После совместного анализа выгод от приобретения, оптимист способен сам обработать возникшие возражения, убедить себя и купить продукт.

Главное помнить, что диалог всё равно должен быть структурирован и правильно выстроен относительно этапов продаж, в противном случае оптимизм клиента не поможет закрыть сделку.

А что если клиент пессимист?

Пессимисты требуют совсем другого подхода. Начальный этап менять не придется: знакомьтесь, узнавайте, выявляйте потребность, проводите презентацию. Но на моменте, когда клиент начинает думать, брать или не брать, смело перехватывайте инициативу!

Пессимисты акцентируются на негативных последствиях покупки, и их фантазия способна нарисовать самое мрачное развитие событий. Ваша задача не допустить этого, направив мысли клиента в другое русло.

Пропишите два сценария: позитивный и негативный. Они помогут клиенту представить то, что выбрали вы. В первую очередь совместно с клиентом рассмотрите негативный вариант, а затем перейдите на позитивный.

Стоит отметить, что заготовки не должны быть крайностями, наоборот, они должны быть в меру идентичны. Так ваш собеседник сможет увидеть, что и при неудачном стечении обстоятельств трагедия исключена. Затем, после осознания этой мысли, стоит подчеркнуть маловероятность негативного сценария и напомнить о преимуществах покупки.

Секрет – в инициативе

Инициатива в разговоре должна быть только у вас, тогда любой разговор с потенциальным клиентом, к какому бы типу он ни относился, будет одинаково успешен.