В прошлом году ипотека била рекорды — банки выдали кредитов на 3 триллиона рублей. К осени ажиотаж поутих: выросла ключевая ставка и изменились правила долевого.
Аналитики Moody’s и Expert RA спрогнозировали дальнейшее падение спроса на ипотечные кредиты и рост ставок. Сначала так и было, но резкого спада не случилось — наоборот.
Что происходит с ипотекой в 2019 году: ЦБ и коммерческие банки
Эксперты уже сравнили показатели первых четырех месяцев 2019 года с прошлогодним: количество кредитов выросло на 1,5%, а сумма запрошенных средств — на 13%, до 805 миллиардов рублей. Такие данные приводит РБК.
Аналитический центр ДОМ.РФ оперирует другими цифрами:
Сбербанк не стал дожидаться смягчения политики ЦБ и сделал свою ипотеку доступнее на 0,3—0,6%. Теперь, если заемщик воспользуется субсидированием от застройщика, ДомКликом, зарплатной картой и электронной регистрацией, сможет взять ипотеку под 8,2%.
Так же поступил и Альфа-банк: с 28 мая ипотечные ставки снизили на 0,4—0,8 процентных пункта.
Фокус на семьи: субсидии от государства
Драйвером ипотеки становятся и государственные «семейные» программы:
- субсидированную ставку 6% для многодетных семей продлили на весь срок кредитования;
- 3 июня Президент поручил сделать льготную ипотеку гарантированно доступной для семей, где появился второй или последующий ребенок;
- в первом чтении приняли закон о компенсации ипотеки (многодетные семьи получат еще 450 00 рублей);
- возможно продление «Материнского капитала» и появление «Отцовского».
Льготы охотно поддерживают коммерческие банки. И даже предлагают собственные, еще более выгодные условия — например, в ВТБ семьи с двумя и более детьми могут взять ипотеку под 5%.
Почему «семейная» ипотека нужна заемщикам и застройщикам
Росстат подсчитал, что для нормальной жизни семье с тремя детьми нужно минимум 82 тысячи рублей. Молодым семьям с одним-двумя детьми — примерно 69 тысяч.
И даже этот минимум есть не у всех: средний доход на человека не превышает 33 тысячи рублей в месяц, а почти 53% опрошенных Росстатом семей испытывают трудности с крупными тратами: покупкой новой техники, ремонтом или расширением жилья.
Ограниченные финансовые возможности отчасти компенсирует господдержка: ипотека под 6% удовлетворяет запросам семей. Рассмотрим программу подробнее на примере условий Сбербанка:
- Срок кредита 30 лет — ежемесячный платеж комфортен для бюджета.
- Сумма кредита ограничена 6 млн в регионах и 12 млн — в Московской и Ленинградской областях. Относительно небольшая сумма займа повышает шанс одобрения.
- Первоначальный взнос 20% — подъемная для семьи сумма, особенно с учетом маткапитала.
В условиях, когда платежеспособный спрос ограничен, льготники — важная аудитория для строительных компаний, предлагающих жилье комфорт- и экономкласса.
Как рекламировать семейную ипотеку
В заключении — короткая шпаргалка для продвижения льготных программ. Мы уже тестировали офферы «Ипотека 6% + маткапитал» на одном из своих клиентов. Они точно работают: за неделю было 15 лидов. Стоимость заявки — 232 рубля. Вот что мы делали:
Объяснили, как стать участником программы. На сайте банка условий пугающе много: лучше рассказать о требованиях к заемщикам простым языком в своих соцсетях и на сайте.
Акцент на цене. В 2018 году цена квадрата оставалась главным фактором выбора квартиры. Пусть покупатель увидит, насколько доступно жилье с новой ипотекой. Приведите живые расчеты — с ежемесячным платежом, маткапиталом и первоначальным вносом. Сколько сэкономит на переплате семья, которая купит двухкомнатную в вашей новостройке?
Рассказали про инфраструктуру. Строите в обжитом районе — подчеркните близость школ, поликлиник и детских садов. На окраинах города лучше работает комплексная застройка: люди охотнее переедут в отдаленный район, если смогут водить детей в школу прямо во дворе комплекса.