Привычные «Бизнесы», «Комфорты» и «Стандарты» изобрели маркетологи. Официальной классификации сегментов жилья в России не существует: позиционирование зависит от стандартов конкретного девелопера.
Наиболее полный документ, рассматривающий классы жилья — это «Единая классификация многоквартирных жилых новостроек» 2013 года, подготовленная Российской гильдией риэлторов и Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства.
Классификация рекомендательная (её не утверждало Правительство) и несколько устаревшая, но в ней есть подробный список критериев, которые можно использовать для позиционирования. Авторы выделяют четыре класса недвижимости: эконом, комфорт, бизнес и элит.
Новостройку отправляют в «масс-маркет» или «повышенную комфортность», основываясь на 14 критериях — от площади кухни и высоты потолка до количества машиномест и локации.
По «Классификации» экономкласс мало отличается от массовой застройки из нулевых: максимально простая архитектура, небольшие комнаты, стандартные дворы. «Комфорт», каким его видели в 2013 году, больше напоминает современные новостройки.
В «бизнесе» и «элите» требования к дому и среде заметно расширяются — нужна отличная инфраструктура, премиальные материалы и индивидуальные архитектурные проекты.
В более современных работах эксперты детализируют параметры и меняют названия классов. Например, в гайде девелопера «АСК» «Элиткласс» сменяется «Премиумом», и вводятся ограничения по количеству квартир в доме.
Требования к квартирографии тоже не формализуются, но есть негласные правила. В своей практике мы ориентируемся на 60% однокомнатных квартир как на явный признак жилья экономкласса.
Это логичный отсекающий критерий — сложно представить «комфорт» с бесконечными рядами дверей. Но никто не запретит называть проект так, как решил девелопер.
В любом случае, класс новостройки остается базой позиционирования проекта, но ориентироваться только на списки критериев не стоит — лучше полностью реализовать «эконом», чем остаться с неликвидным, но «комфортом».