Мы слегка припозднились с #10YearChallenge — обычно под этим хэштегом инста-блогеры рассказывают, как они похорошели. А мы покажем, как за последние 10 лет изменился рынок недвижимости.
Покупатели хотят комфортную среду. И делают такие мемы:
Одни уже пожили в высотном микрорайоне. Другие успели побывать в Европе и сравнить качество доступного и не очень жилья «у них» и «у нас».
Третьи посмотрели «Прямую линию» с президентом и почитали СМИ, а там питерские новоселы жалуются на Мурино и Кудрово, а красноярские — на Солнечный.
В конце-концов, многие подписаны на Варламова и «Город для людей». Урбанистика перестает быть элитарной, и покупатели начинают понимать, что вкладывать только в метры рискованно.
Проекту нужна концепция и хорошее благоустройство. Даже недорогому
«Метриум» приводит такие данные: 10 лет назад жители масс-маркет новостроек жаловались на отсутствие детских площадок, урн, асфальтированных дорожек и хоть какого-то озеленения.
Теперь просто обустроенный двор — это база. Покупатели относительно доступного комфорт-класса хотят хорошую инфраструктуру: если ЖК у реки — набережную, в городе — закрытый двор, где интересно детям и взрослым. Мамы требуют «малышковые зоны», спортсмены хотят уличные тренажеры, собачникам нужны площадки для выгула. Посмотрите, как изменились стандарты.
И двор-парковка из жилого комплекса комфорт-класса конца нулевых:
Ипотека теперь не так пугает
В 2009 субсидированная (!) ставка 11,9% была пределом мечтаний — люди старались брать, и желательно не одну квартиру.
Сейчас 10% называют психологическим барьером.
Конкурировать ценой стало сложнее
В 2009 застройщики старались наладить финансовый поток. Продажи встали? Скидываем цену, продаем на ранних стадиях.
С эскроу все инвестиции стали «длинными» — продавать по себестоимости на котловане теперь почти бессмысленно.
В 2019 одними дисконтами обойтись не получится: нужен интересный, а главное — востребованный покупателями продукт. Им и придется конкурировать.
Отделы продаж продают, а не просто заполняют документы
Два менеджера, телефон, экселька и ежедневник остались в 2009. Пришла лидогенерация, заявки с сайта, мессенджеров и соцсетей — входящий поток стал холоднее и кратно вырос.
Чтобы не растерять клиентов, нужны автоматизации, CRM и, конечно, сотрудники, которые умеют продавать и быстро отрабатывать обращения:
Покупатель хочет сервис, скидку, субсидию и трейд-ин
То есть он всегда этого хотел. Но сейчас он знает, что так можно. Люди привыкли к хорошему сервису: в автосалоне подержанную машину примут в зачет новой, в любимой кофейне угостят как постоянного клиента.
Без программ лояльности, приветливой атмосферы и желания поддерживать обратную связь в 2019 застройщику стало туго. Доказательств сколько угодно на Флампе: клиенты жалуются на хамство, неотвеченные звонки и бюрократические проволочки.
Сможете дополнить список?